Предыдущий день

К началу отчета

Следующий день

 

День 9: 24.05.09.

Гангозеро - Уница – пос.Кяппесельга (Пролетарка) – дер. Кяппесельга – оз.Викшезеро - поворот на Новый Посёлок – устье Чёрги

 

Всего 55,04 км

 

Дианова Гора, вид с с Гангозера

Переменная облачность, прохладно, ветер, дождя уже нет. Продолжаем путь.

По дороге на Уницу, почти что за окраиной лагеря, появилась новая большая вырубка справа от дороги. А такой великолепный лес был еще 2 года назад…

Дорогу на Уницу, действительно подсыпали шунгитом, но не в такой степени, как можно было подумать по рассказам питерских автомобилистов.

Дорога на Уницу

Присыпаны оказались только подболоченные участки, которых, правда, на этом отрезке достаточно много. Огромные лужи, которые мы в 2007-м с трудом проходили разными способами, сейчас мы просто проезжали, медленно, но не вылезая из седла. Лужи стали меньше в несколько раз, либо исчезли под шунгитом совсем.

Тем не менее, самая низкая часть отрезка до Уницы (это – до Пигмозера, вернее, до протоки между Верхним и Нижним Пигмозером) представляет собой шунгит, перемешанный с жидкой грязью. На самом слабом участке дороги лесовозы успели сделать свое черное дело L !

(УВЕЛИЧИТЬ)

Вокруг - смешанный лес. Пасмурно, прохладно.

Проходим быструю протоку между Верхним и Нижним Пигмозером (река Пигмозерка). Нижнее - в двух шагах, но подходов нет, и никак не просматривается.

Район моста через Пигмозерку – намного лучше чем 2 года назад, опять же за счет присыпки.

Местность повышается, болот становится гораздо меньше. На сосновой сельге вправо уходит лесная дорога, место лагеря 2-х летней давности. Больше 1 палатки поставить очень сложно.

Перед Уницей, по правую сторону - памятник ВОВ, вправо - отворотка куда-то в сторону Верхнего Пигмозера.

Уница. Поселок лесорубов на берегу Уницкой губы (где она, собственно, и заканчивается) и одноимённой реки. Тут же устье реки Малая Пигма, с порожком при впадении в Уницкую губу. Здесь мы покидаем Заонежский п-ов. Грейдер из плотного песка и гравия, с поверхностью "гребёнка".

Река Уница

У скальника близ Кяппесельги

Скальник близ Кяппесельги

Пасмурно, ветер, холодно. Временами начинает моросить дождь. Проезжаем мост через порожистую реку Уница. Характер дороги - прежний, "гребёнка" периодически то появляется, то сглаживается.

Движение по дороге минимальное, до самой Кяппесельги. Смешанный лес с преобладанием ели, ненаселенка. Справа, параллельно дороге, течет маленькая речка Листига. Слева проезжаем высокий скальник, за ним - Лавкозеро с моховыми берегами. Фотографируемся на скальнике, место красивое.

На въезде в Кяппесельгу направо - отворотка в карьер, он открылся совсем недавно. Переезд ЖД-ветки Москва - Мурманск. Здесь надо повернуть налево  и двигаться по ничем не примечательной тропинке вдоль самых путей. Но сначала заезжаем в посёлок заправиться продуктами. Хотели, было, воспользоваться леспромхозовской столовой, но она не работает.

Холодно, сильный ветер.

Возвращаемся на переезд. Тропинка постепенно переходит в грунтовку, отклоняется вправо от путей и уходит в лес. А вскоре выходит в деревню старая Кяппесельга (пристанционный поселок, строго говоря, называется Пролетарка) и проходит ее по всей длине главной улицы. Деревня наполовину жилая.

За деревней дорога раздваивается. Направо уходит наезженная лесовозка. Налево - немного менее наезженная грунтовка. Нам туда.

В конце дороги - тупик с обстоятельным кострищем и разворотным кругом. Дальше - бывший ЖД-переезд, ныне перекопанный. А тупиковая стоянка - своего рода западня для тех, кто поверил автомобильному атласу. Когда-то здесь можно было без труда доехать до Кондопоги.

Перетаскиваем груженые велосипеды через эдакий "противотанковый вал" и ЖД-пути. То, что было дорогой, поднимается на крутой скальник и уходит в лес.

Дорога несколько грязная, но проезжаемая, проходит по самой вершине высокой сельги, постоянно ныряет вверх-вниз. Устраиваем здесь большой холодный перекус.

Раньше здесь стояла гробовая тишина, а сейчас слышится шум нового карьера в Кяппесельге.

Пасмурно, прохладно, временами - мелкий моросильник. Еловый лес. Грязная, разбитая отворотка налево на Майозеро. По нашей дороге временами попадаются таблички кабеля.

Общее состояние грейдера такое же, как и в 2007 г., только сейчас воды на дороге гораздо меньше. На дороге есть следы от мопедов, попадаются и следы от прочей техники. По всем признакам, идет активный вывоз леса.

Грейдер на Чёргу

Много следов старых лесоповалов. Скальники, что проступают прямо в основании дороги, постепенно исчезают, гравий становится мельче, грязи тоже становится меньше. Слева в глубине леса просматривается Северное Чапозеро, направо - отворотка к полустанку Викшезеро, на котором не останавливается ни один дальний поезд.

Полная ненаселенка. Хотя мы едем почти параллельно Мурманской ЖД, и не так далеко от нее. Много заготовленного леса, который не вывозится годами. Но лесозаготовки здесь ведутся, лесовозные отворотки периодически уходят в обе стороны.

Дорога все так же идёт по длинной, высокой сельге. Внизу по обе стороны открываются лесные виды. Слева вдали тянется параллельная высокая сельга, часто видны отвесные скальники. Долина, лежащая глубоко внизу слева - это фактическое продолжение Лижемской губы, только пока без воды.

Дождя нет, иногда проглядывает солнце. Потеплело.

Ламба-ручей, хороший мост. Сразу же за ним направо - отворотка, заросшая невысокой травой. Неплохое место для лагеря на будущее.

Разбитая, грязная отворотка направо, на Новый Посёлок. Там есть ЖД-остановка и магазин.

Очень длинный спуск на холостом ходу. Грунт здесь уже хороший: плотный песок и гранитная крошка с примесью некрупного гравия. Но очень сильно лучше не разгоняться: начинает сильно трясти.

Проходим еще один аналогичный спуск.

Начало Большой Лижемской губы, берега заболочены, в губу впадает ручей Черга. Пересыпь с трубами, туда - отворотка на Михееву Сельгу. Присматриваем место для лагеря.

Вдоль правого берега губы тянется высокая сельга. По малозаметной тропе подходим к ее подножию и переваливаемся на озерную сторону по кабельной просеке.

Укрепрайон у Чёрги

Начало Лижемской губы

На вершине сельги - остатки огневых позиций Второй Мировой. У подножия со стороны озера - весьма условная и очень неровная тропинка, с велосипедами придется поработать. Старый сосново-еловый лес. Остатки колючей проволоки времен войны, она ржавая насквозь, но машины проводим аккуратно: проволока почти не заметна. До воды - пара десятков метров болота. Под сельгой нашлись места на 3 палатки , можно поставить и больше. Воду берем из Черги. Но потом выяснилось, что можно было бы еще удобнее: метров 40 дальше нашей стоянки сельгу прорезает ручей с чистой водой.

Переменная облачность, тихо, прохладно.

 

 

Предыдущий день

К началу отчета

Следующий день

 

Hosted by uCoz